Университет гражданской защиты

Новости БелТА

Перейти на сайт

Закупки

Все закупки
Анастасия Соколова: «О понятии копинг-поведения и психологической защите от стресс-факторов»

Анастасия Соколова: «О понятии копинг-поведения и психологической защите от стресс-факторов»

Анастасия Соколова: «О понятии копинг-поведения и психологической защите от стресс-факторов»

Анастасия Соколова: «О понятии копинг-поведения и психологической защите от стресс-факторов»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд методиста отдела мониторинга и аттестации учебно-методического центра, магистра технических наук Университета гражданской защиты МЧС Беларуси Анастасии Соколовой на подходы к понятиям копинг-поведения и психологической защиты, а также выбор копинг-стартегий как способа преодоления личностью стресс-факторов.

В современной психологии стресс является важной проблемой для изучения в связи с его влиянием на здоровье и поведение человека. Профессиональная деятельность работников МЧС характеризуется значительным воздействием стресс-факторов и возникновением различных стрессовых ситуаций. Это, в свою очередь, требует ответной реакции на происходящие события, а также актуализирует такое качество личности, как стрессоустойчивость, обеспечивающее переживание и преодоление стресс-факторов, что отражается в стресс-преодолевающем поведении личности, а соответственно профессиональной деятельности.

Активность личности, в том числе и в связи со спецификой профессиональной деятельности, обладает своей особой стратегией и линией поведения, которая получила название копинг-стратегий.

Отметим, что данное понятие только начинает разрабатываться в современной психологической науке, так же оно тесно связано с проблемой стресса и психологической защитой от стресс-факторов.

Такие научные дефиниции как «копинг» и «стресс» рассматриваются в современной психологии, как два неразделимых, единых процесса, потому что копинг представляет собой процесс преодоления человеком сложных жизненных ситуаций, также рассматриваемый, как «совладающее» поведение.

В результате, изучение процесса копинга в условиях современного общества, представляется актуальным, как именно этот процесс обеспечивает адаптацию личности к окружающей его социальной среде и ответную реакцию на стресс-факторы, следовательно, определяет поведение личности во всех сферах деятельности, в том числе и профессиональной.

С точки зрения современной психологии, сама психологическая защита как процесс, является неосознанной, но, в тоже время, личность способна преодолевать конфликтные ситуации, целенаправленно противодействуя возникшему нервно-психическому напряжению, тревожности, таким образом, обладает склонностью к переживанию тревоги, которая характеризуется низким порогом возникновения реакции на психотравму.

В итоге, для обозначения усилий, осознаваемых личностью, психологами было введено понятие копинг-поведения, которое поясняет необходимость попыток справиться со стрессом, негативными сопутствующими факторами, вызывающими тревогу, переживания, дискомфорт, которые не способствуют полноценной жизнедеятельности, в том числе выполнению профессиональных обязанностей.

Актуализируя теоретический аспект копинга-поведения и психологической защиты личности от стресс-факторов, отметим, что основоположником концепции стресса является Г. Селье, уделивший особое внимание, в этом вопросе, анализу внешнего стресс-фактора. Известный психолог Р. Лазарус, исследуя данную проблему, обосновывал идею о том, что способность человека преодолевать стресс намного важнее, чем природа и воздействие самого стресса и его факторов на личность.

Таким образом, впервые понятие копинга, как научной дефиниции было предложено известным психологом Р. Лазарусом при исследовании способов преодоления «кризисов развития», представившего данное понятие, как множество ситуаций, возникающих вследствие психологического стресса. Под копингом психолог понимал «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности».

Копинг-поведение – это механизм создания стратегии конкретных действий, предпринимаемых человеком в ситуациях, когда возникают угрозы его физическому, личностному или социальному благополучию, как деятельность по сохранению баланса между требованиями внешней среды и внутренними ресурсами организма.

В научных исследованиях копинг-поведение рассматривается как категория близкая к психологической защите, так как оно подразумевает то, как организм человека реагирует на стресс, воспринимает его, либо автоматическими адаптивными ответными реакциями, либо адаптивными действиями, целенаправленными и потенциально осознанными.

Первый вариант поведения – это неосознанные поведенческие реакции или защитные механизмы. Второй случай – это уже осознанная попытка личности справиться с фактором стресса.

Однако основное отличие защитного механизма от копинг-стратегий заключается в том, что неосознанное включатся личностью автоматически, а сознательное может использоваться в профессиональной деятельности и при этом, для более успешной реализации копинг-стратегий необходимо наличие нескольких условий.

Во-первых, осознание человеком возникших деструктивных проблем.

Во-вторых, знание способа эффективного преодоления сложных ситуаций и совладания с трудностями данного типа.

И, в-третьих, умение своевременно применить выбранную стратегию на практике, например, в профессиональной деятельности спасателя-пожарного, работа которого сопряжена с риском для жизни. Следовательно, эффективность копинга при соблюдении условий зависит от того, является ли это срабатывание защиты ситуативным или же это элемент стиля поведения личности на возникшую сложную ситуацию.

Современные ученые определяют копинг-стратегии как осознанные варианты бессознательных психологических защит субъекта, утверждая, что по мере развития самосознания личности, появляется способность осознавать то, что ранее осуществлялось автоматически, поэтому соотношение между копинг-поведением и защитными механизмами более сложное, многомерное.

В таком случае, совладание представляет собой более широкое понятие, включающее не только осознанный вариант бессознательных защит субъекта, но и подразумевает наличие осознанных защитных техник, где механизм психологической защиты выступает возможным способом реализации копинг-стратегии, что особенно важно для профессиональной деятельности, в которой повышено количество стресс-факторов.

Акцентируя внимание на механизмах психологической защиты и осознанных стратегий совладания, исследователь В.А. Ташлыков, разграничил данные категории между собой и предложил рассматривать понятие инерционности, объясняя это тем, что механизмы психологической защиты не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными, а техники сознательного самоконтроля являются пластичными и приспособлены к определенной ситуации.

Механизмы психологической защиты, в таком варианте, служат для более быстрой минимизации, уменьшения возникшего эмоционального напряжения при возрастающем стрессе, в результате чего, фиксируются тактический и стратегический эффекты, которые раскрываются в механизмах психологической защиты, создающих возможность разового снижения напряжения и механизмах совладания рассчитанных на перспективу.

С другой стороны, у обеих категорий разная мера объективности восприятия ситуации, так как механизмы психологической защиты приводят к искажению восприятия действительности и трансформации самого субъекта под воздействием ситуации, где механизмы самоконтроля связаны с более реалистичным восприятием реальности, способностью личности к объективному отношению к себе, что особенным образом актуализирует теоретический аспект копинга-поведения и психологическую защиту работников МЧС от стресс-факторов в процессе их профессиональной деятельности.

Интересно, что психолог Р. Лазарус и его коллеги делят стратегии совладания на поведенческие, эмоциональные, когнитивные. Из них выделяются три возможных варианта – конструктивные, относительно конструктивные, неконструктивные стратегии.

К конструктивным, адаптивным стратегиям относятся сотрудничество и поиск поддержки в социальной среде.

К относительно конструктивным – отвлечение от трудностей, обращение к какой-либо деятельности, уход в работу, альтруизм, а к неадаптивным стратегиям – избегание и уединение.

В связи с этим, поясним, что в когнитивной сфере к конструктивным стратегиям относят активное осмысление проблемной ситуации, приспособление к ней, а к адаптационным: сохранение самообладания, придание смысла, проблемный анализ с поиском информации и решения, более глубокое осознание самоценности и отношение к трудностям как к вызову судьбы.

Неадаптивными формами в когнитивной сфере являются отвлечение и переключение мыслей на другие вещи, игнорирование проблемной ситуации, отказ от ее преодоления и растерянность.

В эмоциональной сфере адаптивными формами являются протест, возмущение, оптимизм, равновесие, самоконтроль, который способствует эмоциональной разгрузке в процессе преодоления стрессовой ситуации, а подавление эмоций, принятие ситуации, инертность в поведении, самообвинения определяются как неадаптивные.

Исходя из этого, в своих исследованиях Р. Лазарус выделяет два основных стиля поведения в проблемной ситуации:

1)    проблемно-ориентированный стиль;

2)    субъективно-ориентированный стиль.

Проблемно-ориентированный стиль, направлен на рациональный анализ проблемы, создание, выполнение стратегии решения возникшей ситуации, что проявляется в следующем: самостоятельный анализ проблемы, обращение за помощью, поиск дополнительной информации. Основой субъективно-ориентированного стиля является эмоциональное реагирование на возникшую ситуацию, но не сопровождается какими-либо действиями, он проявляется в виде попыток не думать о проблеме, вовлечения других в свои переживания. Таким образом, выход из ситуации должен быть основан на проблемно-ориентированном стиле. Личность должна быть заинтересована в анализе проблемной ситуации и сути происходящего, тогда как второй стиль больше ориентирован на озабоченность своим собственным эмоциональным состоянием или мнением окружающих. Кроме того, психологи выделяют еще один стиль реагирования на стрессовую ситуацию – избегание.

Современный человек, как правило, применяет не одну конкретную стратегию, а использует их в комплексе, выбирая несколько приемлемых стратегий (взаимодействие личности с книгами, музыкой, фильмами, другими формами искусства).

Такое поведение обозначают термином «арттерапия», подразумевая под этим механизм комплексное воздействие продуктов творчества на психику личности, что включает – отвлечение и переключение на другие темы, сопереживание, эмоциональное отреагирование, получение эстетического наслаждения от предметов искусства. Практикуются похожие стратегии, как терапия творческим самовыражением (пение, игра на музыкальных инструментах, сочинение стихов, прозы, рисование).

В современном обществе используются и другие поведенческие стратегии, как, например, «поиск социальной поддержки», общение с близким и понимающим человеком, а также «уход в работу» (учеба, работа, домашние дела), а также смена вида активности с психической на физическую (спорт, прогулки), что представляет собой психологическую защиту, при которой эмоциональная разрядка осуществляется через активацию экспрессивного поведения [9].

И, в результате, если в природной среде у животных поведенческий ответ на неблагоприятные воздействия среды проявляется преимущественно избеганием, уходом от угрожающей ситуации, открытой агрессией, то у человека, наделенного интеллектом при преодолении стресса, включаются когнитивные мыслительные процессы принятия адаптационного решения, так как одной из основных стратегией совладания явилось обдумывание и осмысление причин возникшей ситуации, поиск выхода из нее с акцентом на поиск позитивных моментов.

Резюмируя, поясним, что в научной литературе существуют различные подходы и классификации понятия копинг, а также его соотношение с понятием психологической защиты. Рассмотренная дефиниция используется для обучения совладанию и в дальнейшем применению личностью осознанных стратегий за счет овладения определенной последовательностью действий, что необходимо для защиты от стресс-факторов в повседневно-бытовой и профессиональной деятельности, в особенности если последняя сопряжена с риском для жизни.

Список использованной литературы:

1. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса/ В.А. Бодров. - СПб.: Питер, 2008. – 554 с.

2. Больной психологический словарь /Под ред. Б. Мещерекова, В. Зинченко.– СПб.: Еврознак, 2003.– 666 с.

3. Булюбаш И.Д., Морозов И.Н., Приходько М.С. Психологическая реабилитация пациентов с последствиями спинальной травмы. Самара, 2011. – 268с.

4. Водопьянова, Н.Е. Стратегии и модели преодолевающего поведения/ Н.Е. Водопьянова, ЕС. Старченкова // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. ГС. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб., 2001 – 311-322 с.

5. Грановская, Р.М Защита личности: психологические механизм. / Р.М. Грановская, И.М. Никольская – СПб., 1998. – 352 с.

6. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.

7. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 86 с.

8. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования /Р. Лазарус [текст ]//Эмоциональный стресс. – Л., 1970. – 127–208 с.

9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. психология и психотерапия семьи. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29
31