Университет гражданской защиты

Елена Сарасеко: «О формировании экологической безопасности и риск-ориентированного мышления»

Елена Сарасеко: «О формировании экологической безопасности и риск-ориентированного мышления»

Елена Сарасеко: «О формировании экологической безопасности и риск-ориентированного мышления»

Елена Сарасеко: «О формировании экологической безопасности и риск-ориентированного мышления»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен коллектив авторов кафедры безопасности жизнедеятельности Гомельского филиала Университета гражданской защиты МЧС в составе: доцента Елены Сарасеко, кандидата биологических наук, доцента и старшего преподавателя Владимира Тимошкова.  
                                                                                                                                                                                                                                     
                                                                                                                                                                                                                                       Природа и воспитание подобны…
                                                                                                                                                                                                                                       воспитание перестраивает человека и,
                                                                                                                                                                                                                                      преобразуя, создает ему вторую природу

                                                                                                                                                                                                                                                                                           Демокрит

Увеличившиеся в конце XX века неравномерность выпадения осадков и повышение температуры атмосферного воздуха приводят к увеличению повторяемости засушливых явлений. Это в свою очередь сказывается на пожарной ситуации в Республике Беларусь. Из-за своего географического положения почвенно-климатические условия страны способствуют производству полноценных дешевых травяных кормов (сено, силос, сенаж) на торфяных почвах [1].

Известно, что значительная доля торфяных пожаров возникает именно от весенних палов сухой травы, а также палы сухой травянистой растительности являются главным способом быстрого распространения огня по площади осушенных торфяников. [1, 2]. Особая роль палов сухой травы в возникновении торфяных пожаров связана с тем, что палы эти охватывают большие площади (в десятки и сотни гектаров), в пределах которых легко находятся объекты, способствующие началу тления торфа – например, сухие пни, шпалы от узкоколейных железных дорог и т.д. Один крупный пал сухой травы может привести к появлению сразу многих, иногда – десятков, очагов тления торфа [3]. Поэтому на ранних стадиях развития торфяные пожары могут казаться совершенно безобидными. Однако на поздних этапах, для их тушения могут потребоваться колоссальные силы и средства, собрать которые может оказаться не под силу целому региону страны.

В нашей стране выжигание растительности категорически запрещено. В рамках международного сотрудничества Республика Беларусь взяла на себя обязательства перед человечеством содействовать защите и сохранению экологических систем на благо нынешних и будущих поколений. В нашей стране впервые в мировой практике включено в Конституцию требование охраны и рационального использования природных богатств. Ныне действует более двух сотен юридических документов, касающихся природопользования [4]. Однако, на фоне внешне содержательной природоохранной деятельности и эффективной экологической политики с последних лет прошлого века на территории Беларуси, как стихийное и неконтролируемое явление, начали распространяться палы. Распространению палов в нашей стране и странах ближнего зарубежья послужили разразившиеся политический и экономический кризисы в конце прошлого века. Из-за проблем с техникой и топливом сельскохозяйственные организации всё больше практиковали сжигание стерни, соломы и остатков неубранного урожая, придорожных полос. При помощи огня «очищали» свои территории от растительных остатков владельцы приусадебных участков, дачники, руководители предприятий и организаций [5, 6].

Вследствие неправильного использования остатков сухой травы:

1.  в огне гибнут звери и пресмыкающиеся, особенно новорожденные зайчата, ежи, жабы, лягушки;

2.  огонь уничтожает кладки и места гнездования пернатых: страдают кряквы, чибисы, травники, бекасы, овсянки, жаворонки, луговые коньки. С выжженных мест птицы уходят;

3. горят божьи коровки, жужелицы, дождевые черви и многие другие насекомые, их личинки и куколки. Гибнут полезные насекомые, истребляющие садовых и огородных вредителей, участвующие в процессе почвообразования;

4. из-за палов травы возникает немало лесных пожаров. На большой глубине, под землей могут гореть торфяники;

5. палы становятся причиной возгорания жилых домов и хозяйственных построек, гибнут даже люди;

6. выжигание сухой травы обедняет видовой состав луговой растительности. В местах, где прошли палы, не будет уже прежнего разнотравья, сорняки захватят освободившуюся территорию;

7. городская трава «пропитана» солями тяжелых металлов, в сельской местности могут гореть остатки удобрений и пестициды, опасный мусор (например, пластиковые бутылки). Такой дым едок и ядовит, опасен для здоровья человека и природы [7] .

Сокращение количества мертвого органического вещества в почве после пожара – это главный фактор снижения почвенного плодородия. При этом органическое вещество во многом определяет способность почвы противостоять водной и ветровой эрозии – скрепленные мертвой органикой частицы песка и глины труднее смываются водой или сдуваются ветром, а значит, плодородный слой почвы лучше сохраняется с течением времени. Кроме этого мертвое органическое вещество высвобождает имеющиеся в нем элементы минерального питания постепенно, по мере разложения – в то время как при сгорании этого вещества во время пожара минеральные элементы переходят в растворимую форму быстро и в последующем легко вымываются первым же сильным дождем, что влияет на урожайность растений [8].

Над горящими торфяными почвами возможно образование столбчатых завихрений горячей золы и горящей торфяной пыли. Данные вещества при сильном ветре могут переноситься на большие расстояния и вызывать новые загорания (постройки жилого комплекса) или ожоги у людей и животных. Дым торфяных пожаров является не только одним из основных опасных факторов пожара, но и в условиях радиоактивного загрязнения торфяных почв Республики Беларусь является возможным трансграничным переносчиком 137Cs и 90Sr при горении загрязненных ими горючих материалов, источником вторичного загрязнения территории сопредельных государств. Дым воздействует на людей, не только находящихся в зоне его распространения, но и в зонах, расположенных далеко от очага пожара [1].

Для того чтобы в полной мере оценить всю серьезность выше изложенной проблемы рассмотрим ее с практической стороны. Так, в 1999 году в Лельчицком районе Гомельской области (Республика Беларусь) в период с мая по сентябрь месяцы осуществлялась ликвидация торфяного пожара на больших площадях. Ежедневно, с разной степенью интенсивности, были задействованы силы и средства:

- МЧС – 50 сотрудников, 12 ед. техники;

- формирования системы ГО – 25 работников, 7 ед. техники.

Возникновение пожара в этом случае произошло из-за того, что на торфяном сельскохозяйственном участке, местные жители развели костер, чтобы спалить пожнивные остатки травы после зимнего периода времени. Глубина залегания торфа в период пожара составляла от 4 до 12 метров. За 5 месяцев интенсивной работы по локализации и ликвидации торфяного пожара был накоплен:

- значительный материальный ущерб;

- внутренние противоречия среди руководителей, различного ранга, доходили до критического уровня;

- три гарнизона Гомельской области осуществляли боевое дежурство в две смены, т.к. одна смена была в командировке.

Аналогичные пожары были зафиксированы:

- в 2002 году на торфобрикетном заводе «Чырвонае», Житковичского района, Гомельской области (Республика Беларусь);

- в 2010 году в Клепиковском районе, Рязанской области (Российская Федерация) [11].

Анализируя причину пожаров, необходимо отметить, что всего этого можно было бы избежать, либо предупредить, используя образовательный модуль безопасности жизнедеятельности.

Известно, что своевременно организованная профилактическая деятельность по противопожарным мероприятиям позволяет снизить риск возникновения пожароопасных ситуаций в период полевых уборочных работ сельскохозяйственных растений. При этом во время уборочных работ сельскохозяйственных культур, а также при их хранении необходимо строго соблюдать правила, изложенные в Технологическом регламенте, техническом обеспечении и технологических картах выращивания и заготовки кормов из кормовых трав [9]. Проанализировав программу пожарно-технического минимума для работников, привлекаемых к уборке урожая зерновых культур, заготовке и складированию кормов, нами сделан вывод, что программа позволяет сформировать ориентировочное мышление у специалистов, привлекаемых к уборке урожая сельскохозяйственных растений, заготовке и складированию кормов. Ориентировочное мышление обеспечивает снижение вероятности возникновения пожаров и уменьшает возможные потери от них, как экономические, так и человеческие [9, 10]. Поэтому работа по обучению персонала (повышению квалификации) в высших учебных заведениях должна четко контролироваться руководителями сельскохозяйственных организаций в четко организованные временные рамки весенне-полевых работ. В период начала проведения весенне-полевых работ, а также в период уборки урожая население страны необходимо вовремя информировать о том, что поджог сухой травы либо непринятие мер по ликвидации палов в Республике Беларусь несет за собой наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин (ст. 15.57 Кодекса РБ – «Об административных правонарушениях»), используя для этих целей средства радио- и телевещания, рекламные городские щиты, доски объявлений в сельскохозяйственных организациях. Для озвучивания данной информации можно привлечь средства дорожно-транспортного передвижения (автобусы, троллейбусы, метро), а также информационно-пропагандистские службы МЧС Республики Беларусь с непосредственным выездом последних в колхозы, агропромышленные города и т.д.

Поэтому для качественного выполнения выше приведенных работ, уже сегодня в понятие «образовательный модуль безопасности жизнедеятельности», должны быть включены:

- работа с учащимися на уроках ОБЖ, в тематических кружках «Юный спасатель» и другая разъяснительная деятельность;

- изучение студентами ряда ВУЗов учебного материала по программе «Безопасность жизнедеятельности человека»;

- курсы по переподготовке и повышении квалификации для различных категорий обучаемых, по линии пожарно-технического минимума, промышленной безопасности, автоматическим системам пожаротушения и ликвидации ЧС, действиям в составе сил ГСЧС и ГО, аварийно-спасательных служб различных министерств и ведомств и др. [11].

Проведение таких мероприятий в секторе данного модуля непосредственно влияет на общественно-экономическую формацию государства, в которой можно отметить такие сферы деятельности как: экономическая, политическая, социальная, духовная. При этом основными проблемами по степени влияния образовательного модуля безопасности жизнедеятельности на общественно-экономическую формацию государства являются:

- качественное наполнение по форме и содержанию компетенций обучаемых;

- умение преподавателей и учителей профессионально осуществлять обучение в разрезе данной дисциплины;

- широкий охват и уровень освоения обучающимися содержания дисциплины;

- проведение мониторинга по изменению ситуации, обстановки в сферах деятельности общественно-экономической формации;

- своевременное внесение изменений в структуру и содержание интегрированной учебной дисциплины «Безопасности жизнедеятельности»;

- создание кадрового потенциала для обеспечения образовательного процесса.

Их своевременное решение позволит:

- выработать у населения (обучающихся) сознательное и ответственное отношение к здоровью и образу жизни, как непреходящим ценностям;

- сформировать у населения умения и навыки, правила поведения, направленные на своевременное предупреждение воздействия вредных и опасных факторов среды обитания или минимизацию их последствий, для сохранения жизни и здоровья и обеспечения нормальных условий жизнедеятельности;

- обеспечить население алгоритмом знаний в области оказания первой помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, при несчастных случаях на производстве и в быту, при наличии угрозы для их личной жизни до прибытия скорой медицинской помощи;

- овладеть населению интегрированной системой знаний о рациональном природопользовании и охране окружающей среды, путях достижения устойчивого эколого-экономического равновесия в стране и мерах предотвращения экологического неблагополучия;

- развить у населения способность осуществлять контроль над рациональным использованием тепловой и электрической энергии, предупреждать ее потери, содействовать внедрению энергосберегающих технологий в производственном коллективе и в быту и т.д. [12].

То есть, сформировав у населения культуру экологической безопасности и риск-ориентированное экологическое мышление, мы достигнем того, что проблемы безопасности и сохранения окружающей среды гражданами страны в скором времени будут рассматриваться в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности любого человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сарасеко, Е.Г., Потапенко, С.В. Торфяные пожары в АПК Республики Беларусь / Е.Г. Сарасеко, С.В. Потапенко // Современные тенденции в научном обеспечении АПК Верхневолжского региона: коллективная монография; В 2 т.; редкол.: Л.И. Ильин, С.И. Гриб [и др.]. – Т. 1. – Иваново: Прессто, 2018. – С. 332-343.

2. Справочное руководство по ликвидации лесных и торфяных пожаров / сост.: А.М. Сегодник, А.Д. Булва. – Гродно: Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь, 2012. – 160 с.

3. Ласута, Г.Ф., Врублевский, А.В., Булва А.Д. Организация и тактика тушения лесных и торфяных пожаров: учеб. пособие / Г.Ф. Ласута, А.В. Врублевский, А.Д. Булва. – Минск: РЦСиЭ МЧС, 2011. – 287 с.

4. Национальный доклад о состоянии окружающей среды Республики Беларусь / сост.: О.А. Белый, А.А. Савастенко – Минск: РУП «Бел НИЦ «Экология», 2005. – 100 с.

5. Наумов, А.Д., Никитин, А.Н., Жданович, В.П. Выжигание (палы) – угрожающее явление экологической безопасности / А.Д. Наумов, А.Н. Никитин, В.П. Жданович // Научно-технические проблемы водохозяйственного и энергетического комплекса в современных условиях Беларуси: сб. матер. межд. науч.-практ. конф., Брест, 21-23 сентября 2011 года; редкол.: П.С. Пойта, А.А. Волчек [и др.]. – Брест: М-во образования Респ. Беларусь, УО Брестский госуд. технический ун-т, 2011. – Ч. II. – С. 59-62.

6. Сарасеко, Е.Г. Экологические последствия торфяных пожаров / Е.Г. Сарасеко // Естественные и технические науки. – 2017. – № 11 (113). – С. 34-43.

7. Руководство по химической безопасности и отходам / Е. Лобанов, Д. Чумакова, В. Степурко, А. Калач [и др.]. – Мн.: Центр экологических решений, 2013. – 145 с.

8. Сарасеко, Е.Г. Международный обмен опытом – шаг к решению проблем в области охраны окружающей среды / Е.Г. Сарасеко // Сб. матер. межд. научной конф.: Мониторинг состояния окружающей среды в целях устойчивого развития. 25 лет Национальной системе мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, Минск, 30-31 октября 2018 г. / Мин-во прир. рес. и охраны окруж. среды Респ. Беларусь, ГУ «Респ. Центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окруж. среды», пр-т «Поддержка эффективного мониторинга выбросов в атмосф. воздух и радиац. мониторинга, совершенствование управления окруж. ср. в Беларуси (сервисный контракт ENI/2017/390-690). – Минск: Изд-во ООО «Ажур-Групп», 2018. – С. 65-69.

9. Сарасеко, Е.Г. Причины пожаров при хранении грубых кормов и их профилактика / Е.Г. Сарасеко // Наше сельское хозяйство. Серия Агрономия. – № 9. – 2018. – С. 32-39.

10. Программа пожарно-технического минимума для работников, привлекаемых к уборке урожая зерновых культур, заготовке и складированию грубых кормов / Интернет портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] –http://www/novation.by/articles/programma-pozharno-tehnicheskogo-minimuma-pri-uborke-urozhaya-zernov.... – Дата доступа 13.09.2018.

11. Тимошков, В.Ф. Интерференция образовательного модуля безопасности жизнедеятельности на общественно-экономическую формацию государства / В.Ф. Тимошков, А.Н. Саленко // Вестник Воронежского института ГПС МЧС России. – № 1. – 2017. – С. 61-63.

12. Тимошков, В.Ф. Парадигма безопасности жизнедеятельности / В.Ф. Тимошков // Наука и образование сегодня. Серия Педагогические науки. –      № 12. – 2018. – С. 99-100.

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Апрель 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
19 20 21
22 23 24 25 26 28
29 30 1 2 3 4 5