Университет гражданской защиты

Максим Тихонов: «Возможные перспективы развития гражданской обороны в Республике Беларусь»

Максим Тихонов: «Возможные перспективы развития гражданской обороны в Республике Беларусь»

Максим Тихонов: «Возможные перспективы развития гражданской обороны в Республике Беларусь»

Максим Тихонов: «Возможные перспективы развития гражданской обороны в Республике Беларусь»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен  авторский коллектив кафедры гражданской защиты Университета гражданской защиты МЧС Беларуси и Главного управления государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны МЧС Беларуси в составе: Тихонова М.М., кандидата технических наук, доцента, Субботина М.Н., кандидата военных наук, доцента, Бордака С.С. и Васюкевича А.С., рассматривающий возможные перспективы развития гражданской обороны в Республике Беларусь.

ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

В современных условиях характер и способы решения международных конфликтов с применением военной силы, а также методы ведения вооруженной борьбы меняются. Все более распространенными становятся военно-силовые акции, в ходе которых для поражения выбираются важнейшие объекты экономики, которые зачастую являются потенциально опасными объектами, элементы систем жизнеобеспечения, транспортных коммуникаций, связи и информатизации, что приводит к гуманитарным катастрофам.

Наряду с этим, резкое возрастание числа техногенных катастроф и стихийных бедствий обусловливает общемировую тенденцию пересмотра государствами концепций гражданской обороны с ориентацией их на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций (ЧС) и в мирное время [1].

Таким образом, защита населения от ЧС природного и техногенного характера, военных опасностей и обеспечение выживания в этих условиях является неотъемлемой частью реализации национальной безопасности, независимости и суверенитета нашей страны [2].

Перспективы развития ГО в Республике Беларусь на современном этапе.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.12.2013 №1051 «Об утверждении Основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны» с учетом возрастания внешних и внутренних угроз национальным интересам Республики Беларусь определены основные факторы, определяющие государственную политику в области безопасности жизнедеятельности населения:

‑ сохраняющееся стремление ряда стран решать политические задачи и утверждать свои позиции силовыми методами в форме вооруженного конфликта или инцидента;

‑ изменение характера вооруженной борьбы и использование оружия, созданного на основе искусственного интеллекта, нанотехнологий, новых физических принципов, а также роботизированных комплексов и оружия, снижение вероятности применения на территории Республики Беларусь оружия массового поражения;

‑ незаконное распространение (перемещение) радиоактивных, химических, биологических и других опасных веществ и материалов;

‑ климатические изменения и последствия антропогенного воздействия на окружающую среду, каскадный характер развития чрезвычайных ситуаций в природно-техногенной сфере;

‑ тенденция к снижению уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

‑ износ технологического оборудования на потенциально опасных объектах;

‑ применение информационных технологий в управлении важнейшими объектами жизнеобеспечения [1].

Немаловажным фактором возрастающей опасности остаются проведение террористических актов на фоне обострения обстановки в мире.

Комплекс мероприятий по подготовке к защите и защите населения, окружающей среды, материальных и историко-культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, следует разрабатывать с учетом основополагающих программных документов Республики Беларусь: Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 №575, Директивы Президента Республики Беларусь от 14.06.2007 №3 «О приоритетных направлениях укрепления экономической безопасности государства», Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2030 года, решений Пятого Всебелорусского народного собрания, Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы, Стратегии «Наука и технологии: 2018-2040».

Реализация этого комплекса мероприятий должна основываться на следующих принципах:

‑ законности;

‑ обеспечения безопасности жизнедеятельности населения;

‑ оперативности и соразмерности мер по нейтрализации поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий;

‑ учете социально-экономического развития общества, военно-политической обстановки и стратегического планирования;

‑ научной обоснованности;

‑ достаточности и финансово-экономической целесообразности проводимых мероприятий;

‑ заблаговременности выполнения мероприятий по защите населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях.

Эти принципы предполагают решение важнейших задач по совершенствованию (реконструкции) основных элементов организации, ведения и всестороннего обеспечения ГО [3]:

‑ нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области ГО;

‑ системы управления ГО;

‑ системы связи и оповещения;

‑ системы обучения должных лиц и населения к выполнению мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ГО;

‑ сил и средств ГО;

‑ системы обеспечения мероприятий ГО;

‑ способов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В работах [3, 4] авторами выдвинуты предположения об этапах развития ГО и необходимых мероприятиях по совершенствованию основных элементов организации, ведения и всестороннего обеспечения мероприятий ГО. Для реализации этих мероприятий предполагается решить ряд задач в два этапа: первый – до 2020 года, второй – 2030 года.

Вместе с тем, рассматривая развитие ГО в общей системе Союзного государства России и Беларуси, можно предположить, что эти задачи актуальны и для нашей страны. Следовательно, этапами развития ГО в Республике Беларусь в перспективе могут быть (рис. 1):

24.jpg


Рисунок 1 – Предполагаемые этапы развития ГО в Республике Беларусь и необходимые мероприятия по совершенствованию основных элементов организации, ведения и всестороннего обеспечения мероприятий ГО

 

Рассмотрим более подробно предполагаемые решения.

I.                  Совершенствование системы управления ГО.

В качестве приоритетных задач этого направления деятельности целесообразно рассматривать:

‑ развитие пунктов управления ГО, повышение уровня их технической оснащенности и защищенности;

‑ совершенствование уровня информационной поддержки принятия управленческих решений в области ГО;

‑ развитие системы связи и оповещения;

‑ создание республиканской системы мониторинга общественной безопасности.

В целях обеспечения живучести управления гражданской обороной целесообразно увеличить количество подвижных пунктов управления, акцентировать внимание в сторону защищенных пунктов управления в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, так как в условиях военных действий с применением высокоточного оружия управлять мероприятиями гражданской обороны, очевидно, придется со стационарных пунктов управления [5].

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26.05.2017 №187 «О республиканской системе мониторинга общественной безопасности» основной ее задачей определено наблюдение за состоянием общественной безопасности в целях обеспечения общественного порядка, профилактики, выявления, раскрытия и пресечения преступлений, других правонарушений, розыска лиц, их совершивших, и лиц, без вести пропавших, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для этого предусматривается функционирование в системе мониторинга программного обеспечения видеоаналитики и специальных детекторов, позволяющих осуществлять фиксацию определенных событий. Планируется создание видеоархива с возможностью поиска необходимой информации. Предполагается автоматизированное информирование государственных органов системы обеспечения безопасности о наступлении событий, влияющих на общественную безопасность, что положительно скажется на повышении эффективности управления, координации и взаимодействия при угрозе или в результате возникновения ЧС.

В настоящее время осуществляется модернизация автоматизированной системы централизованного оповещения, позволяющей обеспечить высокую гибкость работы системы в современных сетях передачи данных: использование выделенных проводных, цифровых, УКВ, GSM каналов связи, осуществлять дистанционное тестирование работоспособности оконечных устройств, каналов связи и систем управления.

Основополагающим направлением совершенствования системы управления является вопрос повышения качества обучения (подготовки) должностных лиц органов управления ГО за счет использования новых технологий обучения. Для этого в образовательный процесс внедряется использование виртуальных сред, виртуальных тренажеров для выработки целенаправленных управленческих решений в условиях чрезвычайных ситуаций [6-8].

Для мониторинга и прогнозирования ЧС необходимо внедрение цифровых технологий, обеспечивающих возможность обработки и подготовки картографических материалов с оперативной привязкой растрового изображения к ГИС, моделировать развитие чрезвычайных ситуаций, обрабатывать данные с искусственных спутников Земли, анализировать данные об источниках чрезвычайных ситуаций. В рамках авиационного мониторинга ЧС видится обоснованным в современных условиях переход от использования воздушных судов авиации МЧС к применению беспилотных авиационных комплексов. Предполагается организовать обучение их операторов и создание соответствующего специализированного подразделения.

II.               Совершенствование сил ГО.

Требуется совершенствование работы по подготовке сил ГО. На данном этапе вносятся изменения в существующие нормативные документы – постановление МЧС Республики Беларусь от 12.06.2009 № 28 «Об утверждении примерных организационно-штатных структур и табеля оснащения средствами гражданской обороны гражданских формирований гражданской обороны, форм сводного учета и примерного расчета их создания». Основные усилия по этому направлению сосредоточены на разумной достаточности сил гражданской обороны, их адекватности современным угрозам в целях обеспечения безопасности личности, общества, государства. Здесь также следует учитывать и мероприятия по мобильности сил ГО. Гражданские формирования гражданской обороны должны быть оснащены современными спасательными средствами, оборудованием, обучены новейшим технологиям проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Должно обеспечиваться мобилизационное развертывание сил гражданской обороны на военное время и осуществляться тесное взаимодействие с Вооруженными Силами Республики Беларусь, частями и подразделениями территориальной обороны.

III.           Совершенствование методов и способов защиты населения.

При предоставлении населению средств индивидуальной и коллективной защиты на данном этапе оптимизированы требования к объемам средств индивидуальной защиты, накапливаемых в запасах и резервах, а также требования к хранению средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля. Так, относительно средств индивидуальной защиты определены категории населения, подлежащие обязательному обеспечению средствами индивидуальной защиты, что позволит сократить объем их накопления. Это также уменьшает ежегодные затраты бюджетных средств и снижение расходов предприятий. Номенклатура средств индивидуальной защиты определяется исходя из оценки обстановки, которая может сложиться при возникновении чрезвычайной ситуации. Оценка пригодности средств индивидуальной защиты осуществляется не по гарантийным срокам хранения, а по результатам лабораторных испытаний, что позволяет продлевать их ресурс до 2-х раз.

В рамках направления деятельности осуществляется оптимизация и переработка технических нормативных правовых актов (ТНПА) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, в частности перерабатываются следующие ТНПА: ТКП 112-2011 «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны», ТКП 369-2012 «Порядок разработки и состав раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» в градостроительных проектах и проектной документации на строительство».

В современных условиях в целях обеспечения дифференцированного подхода к организации и проведению мероприятий по защите населения и объектов экономики от чрезвычайных ситуаций и военных опасностей целесообразно осуществлять не только отнесение к группам по ГО (категорирование) с учетом военно-экономического и административно-территориального значения отдельных территорий, городов и объектов, но и зонирование территорий по степени возможных опасностей, что позволит учитывать особенности организации защиты населения в зависимости от потенциальных опасностей, возможных на данной территории.

С учетом современных подходов к инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций одним из приоритетных направлений является использование для укрытия городского и сельского населения сооружений двойного назначения, для чего предполагается комплексное использование подземного пространства, в том числе метрополитена и подвальных (заглубленных) помещений с возможностью их дооборудования системами жизнеобеспечения укрываемых.

Развитие строительства сооружений многоцелевого (двойного) назначения, позволит использовать их в производственных целях и в случае необходимости в кратчайшие сроки переоборудовать их в укрытия. При разработке архитектурных и градостроительных проектов взамен капитальных защитных сооружений предусматривается строительство быстровозводимых укрытий, что влечет снижение стоимости инвестиционных проектов.

IV.           Развитие международного сотрудничества.

Активно продолжается работа по организации международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и ГО. Осуществляется гармонизация нормативных документов Европейского Союза (ЕС) в области гражданской защиты, национальной поддержки принимающей стороны (подразумевает все действия, предпринимаемые на этапе подготовки и управления реагированием на чрезвычайные ситуации со стороны Государства-Участника механизма гражданской защиты ЕС, ходатайствующего о помощи или оказывающего такую помощь, или Еврокомиссии, с целью максимального устранения любых предвиденных препятствий на пути к получению международной помощи таким образом, чтобы гарантировать беспрепятственную деятельность по реагированию на чрезвычайные ситуации). Необходимо также в дальнейшем внедрять современные подходы в области международного сотрудничества и в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, стран СНГ реагирования на трансграничные чрезвычайные ситуации.

Немаловажным остается взаимодействие с МАГАТЭ по вопросам отработки каналов связи и взаимодействия при угрозе возникновения ядерных аварий, промышленных аварий, а также регулярное участие сил ГО в тренировках и совместных учениях с Евроатлантическим Центром Координации и Ликвидации чрезвычайных ситуаций и по оповещению государств СНГ о ЧС природного и техногенного характера.

Продолжается взаимодействие с Международной организации гражданской обороны по сбору и распространению информации по вопросам гражданской обороны, подготовке кадров по гражданской обороне, оказание помощи государствам в создании и развитии национальных структур гражданской обороны.

V.               Создание государственной системы гражданской защиты.

На территории Республике Беларусь со времен существования СССР функцию защиты от ЧС выполняла ГО. Преимущественно она ориентировалась на решение задач военного времени, в части ликвидации аварий и стихийных бедствий ‑ как дополнительную вспомогательную задачу. Только в 1987 году на нее были законодательно возложены задачи мирного времени. Однако на практике реализация мероприятий ГО в крупномасштабных ЧС мирного времени оказалась не эффективной. С учетом относительно благоприятной внешней и внутриполитической обстановки, а также принятием ряда государств решений о сокращении ядерных потенциалов, запрещении и уничтожении химического оружия вопросы защиты населения от военных опасностей и оружия массового поражения стали второстепенными, как и роль ГО. На первый план вышла задача обеспечения защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера на фоне резкого роста их количества. В связи с этим была создана Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС), объединяющая усилия министерств и ведомств, органов местного управления в единую систему, обеспечивая возможность решать проблему безопасности населения и территорий комплексно, проводить единую государственную политику в этой области [2].

В Республике Беларусь ГСЧС имеет структуру, которая организуется по административно-территориальному и отраслевому принципам и предусматривает 4 уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый. Каждый из указанных уровней имеет элементы: координирующие органы, органы управления по ЧС, информационно-управляющую систему, силы и средства, резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС [9, 10].

Относительно ГО в Республике Беларусь можно отметить ее идентичность построения с ГСЧС – она также организуется по административно-территориальному и отраслевому принципам. Мероприятия ГО проводятся:

‑ на территории всей страны;

‑ в административно-территориальных единицах;

‑ в республиканских органах государственного управления, иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, других организациях, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени.

Нормативно закреплены должностные лица, отвечающие за руководство и являющиеся начальниками ГО на соответствующих уровнях. Установлены органы управления ГО, силы ГО, а также службы ГО [11].

Бесспорно, ГО, направленная на защиту от опасностей в военное время, вследствие отсутствия опыта практических действий и взаимодействия сил различного уровня, будет иметь значительные затруднения в реализации защитных функций и готовности в условиях войны. ГСЧС, имеющая уже мирное время слаженную систему, а также практический опыт выполнения защитных мероприятий, не сможет полноценно функционировать и качественно реализовывать поставленные задачи в военное время, так как значительно изменятся условия их выполнения, что обуславливается особым правовым режимом, вводимым на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы, возможными действиями экстремистских групп, а также временным ограничением прав и свобод граждан, прав организаций, возложением на них особых обязанностей [12]. Возникает потребность в системе, способной решать защитные упреждающие мероприятия вне зависимости от мирного или военного времени, отвечать складывающейся обстановке и современным угрозам, что влечет за собой формирование принципиально новой системы защиты – государственной системы гражданской защиты, отвечающей вышеуказанным положениям, создание которой возможно путем слияния и оптимизации ГСЧС и ГО.

В соответствии с [1, 13] интеграция ГСЧС и ГО возможна по следующим причинам:

‑ единство физических принципов, лежащих в основе поражающих принципов опасных природных явлений, аварий, катастроф и применяемого оружия и сходство их воздействия на людей, объекты экономики и инфраструктуры;

‑ единство целевых функций и функциональных задач системы на мирное и военное время;

‑ возможность решения задач мирного и военного времени практически одними и теми же органами управления, силами и средствами;

‑ сходство методологии и организации наблюдения, контроля, оценки обстановки и ликвидации последствий различных воздействий в мирное и военное время.

С учетом выше изложенного и на основе действующих нормативных правовых и технических нормативных правовых актов Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий разработан проект модельного закона СНГ «О гражданской защите», который устанавливает правовые основы функционирования государственной системы гражданской защиты, определяет ее основные задачи, организационные принципы построения и функционирования.

Создание ГСГЗ Республики Беларусь позволит:

‑ сформировать единую нормативную правовую, нормативную техническую, организационную и методологическую базу в сфере гражданской защиты вне зависимости времени – мирного или военного;

‑ выстроить целостную и экономически целесообразную систему органов управления, мониторинга, оповещения и связи, как в мирное, так и в военное время;

‑ создать достаточную и обоснованную группировку сил и средств для реализации защитных мероприятий, как сегодня, так и с нарастанием напряженности в стране;

‑ обеспечить взаимодействие как между республиканскими органами государственного управления, другими организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами и субъектами хозяйствования, так и с органами военного управления, территориальной обороны в интересах гражданской защиты [2].

VI.           Внедрение в ГЗ передовых научных достижений.

В своей работе [5] автор определяет основные тенденции инновационного развития на период до 2020 года в гражданской обороне, которые могут быть применимы и для развития гражданской защиты:

‑ создание интегрированных глобальных информационных и коммуникационных сетей, что позволит кардинально повысить эффективность систем управления и оповещения в области гражданской защиты;

‑ широкое внедрение материалов с заранее заданными свойствами, в первую очередь композиционных, что позволит создать принципиально новые средства защиты населения, сил ГЗ от поражающих факторов физического, химического и биологического характера;

‑ развитие нанотехнологий, переход от микроэлектроники к нано- и оптоэлектронике позволит существенно повысить достоверность мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и создавать быстродействующие системы обнаружения источников чрезвычайных ситуаций;

‑ использование биотехнологий внесет изменения не только в аграрный сектор, но и в здравоохранение и медицину катастроф, благодаря использованию генетических методов лечения и биоинформационных средств диагностики и лечения пострадавших от чрезвычайных ситуаций;

‑ обеспечение технологиями альтернативной энергетики (реакторы на быстрых нейтронах, водородная энергетика, использование энергии ветра, солнца и иных возобновляемых источников) экономически приемлемых параметров и возможности создания надежных автономных источников энергии без использования углеводородного топлива, в том числе, и для сил и средств гражданской защиты;

‑ радикальные изменения в методах и средствах обеспечения техногенной безопасности и природоохранной деятельности, что существенно улучшит состояние окружающей среды и сократит количество погибших и пострадавших в ЧС.

Перспективным направлением в развитии ГЗ в Республике Беларусь может быть использование беспилотных летательных аппаратов, роботизированных комплексов, сенсорных систем для мониторинга чрезвычайных ситуаций и обеспечения поддержки принятия решений, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

VII.        Создание гибкой риск-ориентированной ГЗ.

Гражданская защита должна обеспечивать реализацию новых форм и методов защиты населения с учетом особенностей административно-территориальной единицы (риск-ориентированный подход к определению опасностей на потенциально опасных объектах и территориях), предполагать активное участие граждан при решении задач и иметь современную материально-техническую основу, включающую в себя:

‑ интегрированные с органами государственной и военной власти системы управления, связи и оповещения населения;

‑ систему защитных сооружений гражданской обороны для укрытия работающего персонала и сооружения, приспособленные для укрытия населения от различных опасностей;

‑ мобильные запасы средств индивидуальной и медицинской защиты населения;

‑ подготовленные маршруты и безопасные районы для временного отселения населения и эвакуации историко-культурных и материальных ценностей;

‑ запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для гражданской защиты;

‑ многопрофильную, высокомобильную группировку сил и средств, способную оперативно выполнять задачи по защите населения и территории.

С целью оказания общественной поддержки по вопросам реализации мероприятий гражданской защиты целесообразно создать в стране общественную организацию (волонтерское движение) по содействию гражданской защите, для чего потребуется разработка ряда законодательных актов в области порядка привлечения, страхования и материального обеспечения волонтеров.

Очевидно, что роль гражданской обороны в современных условиях и в будущем остается значимой для национальной безопасности государства, так как она является составной частью оборонных мероприятий страны. Главная стратегическая цель возможного дальнейшего развития гражданской обороны исходит из повышения ее роли в обществе, формировании социально значимой системы, эффективно выполняющей свои мероприятия в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в условиях опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Опубликована в Научном журнале «Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси», 2018 год, Т. 2, № 1, С. 91–100.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении основных направлений реализации государственной политики в области гражданской обороны [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 9 дек. 2013 г., № 1051 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

2. Бордак, С.С. О возможности развития гражданской обороны в Республике Беларусь путем создания единой государственной системы гражданской защиты / С.С. Бордак, М.Н. Субботин, М.М. Тихонов // Вестн. Команд.-инженер. ин-та МЧС Респ. Беларусь. – 2015. – № 2 (22). – С. 87–92.

3. Барышев, П.Ф. О мерах по реализации государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны / П.Ф. Барышев // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2017. ‑ №3 (34). – С. 3‑10.

4. Полевой, В.Г. Перспективы развития гражданской обороны на современном этапе / В.Г. Полевой, А.И. Кузьмин, С.С. Гагулькин // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. – 2017. ‑ №3 (34). – С. 16‑24.

5. Малышев, В.П. Возможные перспективы развития гражданской обороны на период до 2020 года / В.П. Малышев, Н.Н. Долгин // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. – 2014. – №2. – Т. 4. – С.234–282.

6. Тихонов, М.М. Программный продукт, моделирующий работу комиссии по чрезвычайным ситуациям / М.М. Тихонов, Е.Н. Любивая, В.В. Климович // Пожарная и техногенная безопасность. Теория, практика инновации: материалы Междунар. науч.- практ. конф., Львов, 20 октября 2016 г. / ЛГУ БЖД – Львов, 2016. – С. 593–594.

7. Тихонов, М.М. Виртуальный тренажер для выработки целенаправленных управленческих решений в условиях чрезвычайных ситуаций / М.М. Тихонов, В.С. Кипкаева // Технологии ликвидации чрезвычайных ситуаций: сб. материалов III Междунар. заоч. науч.-практ. конф., Минск, 28 апреля 2017 г. / УГЗ – Минск, 2017. – С. 47–48.

8. Любивая, Е.Н. Интерактивный метод обучения как средство активизации познавательной деятельности курсантов / Е.Н. Любивая, М.М. Тихонов, // Гражданская защита: сохранение жизни, материальных ценностей, окружающей среды: сб. материалов II Междунар. заоч. науч.-практ. конф., Минск, 1 марта 2017 г. / УГЗ – Минск, 2017. – С. 90–92.

9. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Закон Респ. Беларусь от 5 мая 1998 г. № 141- З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 10 июля 2012 г. № 401-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

10. О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 апр. 2001 г., № 495 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

11. О гражданской обороне: Закон Респ. Беларусь, 27 ноября 2006 г. № 183-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 114-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

12. О военном положении: Закон Респ. Беларусь, 13 января 2003 г. № 185-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 10 января 2015 г. № 244-З // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015.

13. Владимиров, В.А. О теории гражданской защиты / В.А. Владимиров // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. – 2012. – №2. – С.549–559.



 

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Апрель 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
21
22 23 24 25 26 28
29 30 1 2 3 4 5