Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд профессора кафедры современных языков, кандидата филологических наук, доцента Татьяны Ковалевой и преподавателя кафедры Татьяны Ромашевич на интерактивные методы обучения иностранному языку.
Информационно-образовательная среда отражает основные черты действительности и меняется с развитием общества. В современном мире к основным парадигмам образования относятся личностно-ориентированное обучение, индивидуализация учебной деятельности, мотивация обучающихся, саморазвитие и самостоятельная работа обучающихся.
Однако в последнее время требования, предъявляемые к системе образования, обусловлены не только развитием общества, но и сложившейся эпидемиологической обстановкой. Возникла объективная необходимость реализовывать образовательный процесс при отсутствии непосредственного контакта с обучающимися. Согласно данным Статистического института ЮНЕСКО более 1,5 миллиарда обучающихся не посещали школу по причине вспышки COVID-19. [1] Попыткой решить эту проблему стало использование дистанционных форм получения образования. В последнее десятилетие дистанционное обучение получило довольно широкое распространение, тем не менее, его использование в массовом масштабе выявило ряд проблем, решить которые необходимо в ближайшее время.
Обучение иностранному языку на онлайн платформах имеет свои особенности. Они связаны с тем, что главным компонентом процесса является не усвоение определенной информации, а развитие различных видов речевой деятельности, т.е. формирование и развитие коммуникативных и речемыслительных навыков [2].
Формы обучения тесно связаны с методами и приемами обучения. Некоторые формы обучения диктуют использование определенных методов, и наоборот отдельные методы и приемы могут быть применимы или неприменимы в конкретных условиях обучения.
Один из критериев классификации методов обучения как в очной, так и в дистанционной форме – это степень участия педагога и обучающего в постановке и решении учебных задач. На основании этого критерия выделяют пассивный метод, активный метод и интерактивный метод. Схематически эти подходы можно представить следующим образом.
Интерактивное обучение - это педагогический подход, который способствует активному участию обучающихся в процессе получения образования. В отличие от традиционных форм (например, классическая лекция или семинар), в рамках которых активность студентов не предусматривается или выражается в незначительной мере, интерактивное обучение реализуется под руководством самих студентов и с учетом их пожеланий.
Цель интерактивного обучения заключается в том, чтобы ориентировать обучающихся на самостоятельную выработку стратегий получения знаний, умений и навыков. Как утверждал легендарный китайский мудрец Лао-Цзы, если ты однажды дашь человеку рыбу, он насытится один раз, но если ты научишь человека рыбачить – он будет сыт всю свою жизнь. Научить учиться, то есть самостоятельно находить, извлекать, усваивать и использовать знания – это и есть суть интерактивного подхода. Теоретики такого подхода выступают за индивидуальный учебный план со стратегиями обучения, активно поощряющими личное участие, постановку и решение проблем самими обучающимися. Как видим, интерактивный метод или интерактивный стиль обучения предполагает взаимодействие между педагогом и обучающимися, взаимодействие обучающихся внутри группы, а также взаимодействие групп с педагогом. Интерактивные теории обучения тесно сопряжены с холистическим подходом «holistic learning» или теорией «сенсорно-насыщенного» подхода, который стремится стимулировать ученика в целом, глубоко затрагивая его чувства. Согласно своему основному принципу, эффективное холистическое обучение должно задействовать все элементы личности, включая интеллект, эмоции и интуицию. [3]
Основные виды деятельности на дистанционных занятиях не отличаются от контактных видов деятельности, однако предполагают большую самостоятельность обучающихся. Организация дистанционного обучения предусматривает проявление интерактивности на трех уровнях:
- между преподавателем и обучающимся;
- между самими обучающимися;
- между обучающимися и средствами обучения, которые также предполагают интерактивность.
Интерактивные методы обучения не только развивают коммуникативные умения и навыки, но и способствуют установлению эмоциональных контактов между участниками процесса. Целесообразным в этом плане является создание условий для возникновения контактов внутри группы и организация деятельности, связанной не только с обучением, но и общением на другие темы. Например, создание на платформе форумов, групп взаимопомощи, виртуальных кафе. Это не только помогает усвоить учебный материал, но и положительно влияет на мотивацию обучающихся, что особенно важно при дистанционном обучении.
Технологии дистанционного обучения развиваются по мере совершенствования технических средств и носителей информации. В связи с необходимостью организовать массовое дистанционное обучение наряду с давно существующими платформами Moodle, Google Classroom, Google Docs, Google Jamboard, WebTutor, iSpringLearn начали активно использоваться сервисы Zoom, Viber и Skype для проведения онлайн-занятий.
В Университете гражданской защиты для проведения занятий, текущего и итогового контроля, а также семинаров повышения квалификации активно используются Zoom-конференции. Этот сервис позволяет преподавателю использовать парные, групповые, коллективные формы деятельности в условиях не физического, а виртуального взаимодействия, то есть реализовывать интерактивность.
Для проведения онлайн-занятий необходимо подготовить учебный материал таким образом, чтобы его было удобно использовать в онлайн-формате. Наиболее простой путь – проводить занятия так, как это делалось в очной форме. Обучающиеся занимаются по печатным учебникам, а преподаватель включает демонстрацию экрана в Zoom, чтобы показать определенные страницы учебника, запускает подготовленную презентацию в Power Point или видеоматериал к занятию.
Чтобы активнее вовлекать обучающихся в процесс обучения, преподаватель может использовать специальные возможности интернет-сервисов. Например, во время занятия обучающиеся выполняют упражнения в интерактивных учебниках, редактируют тексты, используя Kami, OneDrive или SharePoint, проводят мозговой штурм с помощью Padlet. Сервисы Google Jamboard, Stoodly, Scratchwork позволяют проводить занятия с использованием интерактивной доски в дистанционной форме. Такая работа требует более серьезной подготовки с технической точки зрения. Все сервисы должны быть заранее установлены у всех обучающихся, а материалы занятия должны содержать гиперссылки на задания в различных сервисах. Кроме того, если обучающиеся не знакомы с работой выбранных сервисов, во время занятия будут возникать непонимание и задержки, а также возможно негативное отношение к незнакомому и непонятному формату занятия.
Определенный опыт использования информационных технологий для оперативной реализации образовательных задач в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации, по меньшей мере, выявил условия «sine qua non» «то, без чего невозможно» осуществление эффективного интерактивного дистанционного образовательного обучения. Среди них:
Технические условия
- виртуальная платформа, целесообразная с точки зрения решения определенных педагогических задач;
- доступ в Интернет и его стабильная работа;
- наличие современных компьютеров, камер, наушников и других технических средств, необходимых для проведения занятия;
- продуманная и эффективная схема взаимодействия участников учебного процесса.
Методические условия
- методическое обеспечение, то есть наличие текстовых и аудио-визуальных учебных материалов в совместимых форматах;
- удобная и объективная система тестирования и контроля;
- квалифицированные преподаватели, умеющие применять различные интерактивные методы и технологии дистанционной формы обучения, владеющие не только своей предметной областью, но и информационными технологиями.
Психологические условия
- мотивация педагога для разработки качественных учебных материалов;
- индивидуально-психологические особенности обучающихся, т.е. самодисциплина, сознательность и самостоятельность;
- доброжелательная атмосфера виртуальных контактов.
Быстрое развитие информационных технологий и вызовы современного мира вносят свои коррективы в технологии и методы обучения, подталкивая к переосмыслению и совершенствованию традиционных форм и приемов. Объективная необходимость реализовывать образовательный процесс при отсутствии непосредственного контакта с обучающимися заставила по-новому взглянуть на такие информационные ресурсы как электронная почта, интерсетевые мессенджеры, Zoom-конференции, BigBlueButton on-line конференции, Skype. Какое место в классификации методов обучения должны занимать эти формы? К какому из типов (активный, пассивный, интерактивный) можно их отнести? Каковы их преимущества, недостатки, эффективность и перспективы? Чем будет отличаться дискуссия, проведенная в аудитории, от дискуссии, проведенной в ZOOM? Эти вопросы еще ждут своего осмысления, и ответы на них не будут однозначными.
Литература:
2. Щерба Л.В. Преподавание языков в школе. Общие вопросы методики: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. – 3-е изд., испр. и доп. – СПб.: филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 160 с.
3. Rebecca Renner Interactive Learning [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ehow.com/info_7953175_theories-interactive-learning.html#ixzz2rJnbRKSJ Дата доступа: 02.10.2020