Университет гражданской защиты

Новости БелТА

Перейти на сайт

Закупки

Все закупки
Рассказы со слезами на глазах (Материал журнала «Служба спасения», май 2020 года)

Рассказы со слезами на глазах (Материал журнала «Служба спасения», май 2020 года)

Рассказы со слезами на глазах (Материал журнала «Служба спасения», май 2020 года)

Рассказы со слезами на глазах (Материал журнала «Служба спасения», май 2020 года)

О том, как обычная канцелярская скрепка спасла от расстрела советских солдат, как жена выкупила у немцев мужа из концлагеря, форсировании Одера и взятии Берлина — читайте в нашем материале, посвящённом 75-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. Истории о своих родственниках и близких, участвовавших в ВОВ, рассказали курсанты и работники Университета гражданской защиты МЧС.

Николай Архипец, начальник отдела организации подготовки руководящих работников и специалистов в области защиты от чрезвычайных ситуаций:

— Моего дедушку — Архипца Николая Тимофеевича — в 1940 году после учёбы в Минском строительном техникуме отправили на строительство Гродненского укпрерайона. Накануне первого дня войны — 21 июня — дедушка поехал в отпуск в родную деревню. Там же и услышал известное выступление Молотова.


Николай Тимофеевич три года находился на оккупированной территории, был партизаном. В 1944 году вступил в ряды Красной Армии, сражался в рядах 42-ой стрелковой Смоленской дивизии 49 армии 2 Белорусского фронта, был командиром отделения отдельной зенитно-пулеметной роты. Освобождал Беларусь, прошёл Польшу, Восточную Пруссию, Померанию, форсировал Одер. Рассказывал, что при форсировании Одера в апреле 1945 года из 300 советских бойцов в живых осталось только 12 человек, в том числе и он, получив тяжелое ранение. Выжил благодаря самоотверженности медсестры, которая нашла его, дотащила до реки и помогла переправить. За этот бой дед был награжден Орденом Красного Знамени.

Андрей Садовский, официальный представитель УГЗ:

— Моего дедушку — Садовского Михаила Григорьевича — призвали в армию 3 мая 1944 года. В боях 16 января 1945 года за плацдарм в районе польских населённых пунктов Леханице, Застуже, Пальчев дедушку ранили.  В феврале, оправившись, вернулся в строй, участвовал в боях за потерянные позиции на западном берегу Одера, где полки 301-й стрелковой дивизии разгромили фашистскую пехотную дивизию «Деберитц», 25-ю мотогренадёрскую пехотную дивизию и 5-й отдельный танковый дивизион.


16 апреля 1945 года — дата начала Берлинской операции. В этот день к 7 часам утра батальоны, где служил дедушка, вышли к железной дороге восточнее Ной-Лангзова, оказавшись на стыке железных дорог со станцией Вербиг. Под прикрытием огня, несмотря на обстрел со стороны противника, советские солдаты подошли к насыпи железной дороги и бросились в атаку — завязался рукопашный бой. Три раза из рук в руки переходил Ной-Лангзов.  К 10 часам в жестоком бою батальоны 1052-го стрелкового полка овладели опорным пунктом. А стрелковые батальоны 1054-го полка полностью овладели важным опорным пунктом — стыком железных дорог и станцией Вербиг. За проявленный героизм и мужество при взятии железнодорожной станции Вербиг моего дедушку наградили Орденом Отечественной войны I степени.

Олеся Питкевич, курсант 2 курса факультета техносферной безопасности:

— В одном из боёв моего прадедушку — Малько Игоря Карповича — ранили. Пуля прошла ниже пояса, оторвав палец на левой руке. Так прадедушка оказался в госпитале под Смоленском. Подлечившись, захотел вернуться на фронт.  Но фронт был далеко, поэтому решил сражаться с врагом в тылу. Добрался до родной деревни — уже оккупированной — и зашёл в дом. Не успел снять сапоги, как на пороге появились немцы, стали бить прикладами винтовок. Не окажись случайно возле дома соседка, сказавшая гитлеровцам, что прадедушка её пан, возможно, его бы убили. Обошлось.


К сожалению, на следующий день прадедушку схватили и повезли в концлагерь в Полоцке.  Жена прадедушки — Анна Фоминична — узнав об этом, решила его спасти. Немецкие конвоиры рассказали ей, что пленных можно выкупить. Вернувшись домой, стала собирать выкуп: масло, яйца, сало и самогон. Через день прадедушка был уже дома. А из Полоцка пришла информация, что в концлагере из-за тифа объявили карантин — всех пленных расстреляли.

Окрепнув, прадедушка ушёл в партизаны. Прабабушка помогала: шила рукавицы, делала портянки, перевязывала раненных. Каждую ночь топила печь — пекла хлеб и пирожки. Окна завешивала постилками, чтобы немцы не видели огня. А для освещения использовала лучину.

Всеволод Сергеев, доцент кафедры гуманитарных наук:

— Мой дедушка, Сергеев Максим Емельянович, встретил войну в Гродно. Его, как военнослужащего войск НКВД СССР, включили в состав одного из небольших, так называемых, летучих отрядов. Они — отряды — занимались вывозом денег и других материальных ценностей из зоны боевых действий. Тылы Красной Армии буквально кишили немецкими диверсантами, одетыми в форму войск НКВД СССР и вооруженными советским оружием. 


Летучий отряд, в котором состоял дедушка, во время выполнения поставленной боевой задачи встретился с большой механизированной колонной советских войск около Лиды. Отряд приняли за немецких диверсантов, бойцов остановили и разоружили. А предъявленные документы восприняли, как искусно изготовленные фальшивки. Положение усугублялось тем, что на командире летучего отряда были польские сапоги, которые по покрою не отличались от немецких. Обстоятельства складывались самым трагическим образом — командир части приказал расстрелять отряд. Но…

Когда шла подготовка к расстрелу и никакие доводы военнослужащих летучего отряда в расчёт не принимались, мимо проезжал комиссар советской механизированной колонны. Поинтересовавшись о происходящем, потребовал партийные билеты приговорённых к расстрелу.  Посмотрев билеты, извинился и приказал освободить арестованных, вернуть документы и оружие.

Бойцов летучего отряда от расстрела спас немецкий педантизм. Гитлеровские специалисты, когда подделывали фальшивые партийные документы, использовали скрепки из нержавеющей стали. В СССР же применялись скрепки из обычного железа, которые быстро ржавели. Комиссар, увидев следы ржавчины на страницах партбилетов, сразу понял, задержанные — советские военнослужащие. Такая, казалось бы, незначительная деталь спасла жизнь моему дедушке и его боевым товарищам.

 

Текст: Максим Стоян
Фото: личный архив Всеволода Сергеева, Олеси Питкевич, Андрея Садовского, Николая Архипца
Материал журнала «Служба спасения», май 2020 года


Галерея

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Март 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29
29 30 31