Университет гражданской защиты

Сергей Бордак: «Организационные аспекты гражданской обороны в период нарастания военной угрозы»

Сергей Бордак: «Организационные аспекты гражданской обороны в период нарастания военной угрозы»

Сергей Бордак: «Организационные аспекты гражданской обороны в период нарастания военной угрозы»

Сергей Бордак: «Организационные аспекты гражданской обороны в период нарастания военной угрозы»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд старшего преподавателя кафедры гражданской защиты Университета гражданской защиты МЧС Сергея Бордака на аспекты организации гражданской обороны в период нарастания военной угрозы. В статье автором проведен анализ сущности и содержания периода нарастания военной угрозы, особенности мероприятий гражданской обороны в этот период. Особое внимание уделено содержанию этапов подготовки гражданской обороны.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ПЕРИОД НАРАСТАНИЯ ВОЕННОЙ УГРОЗЫ

Гражданская оборона (ГО) является составной частью оборонных мероприятий Республики Беларусь по обеспечению военной безопасности. Указом Президента Республики Беларусь [1] определено, что военная безопасность – состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от военных угроз. В соответствии с действующим законодательством в нашей стране непосредственное ведение ГО осуществляется с момента введения военного положения, объявления войны или фактического начала военных действий. Законом [2] регламентировано, что подготовка государства к ведению ГО должна осуществляться заблаговременно в мирное время с учетом совершенствования, с одной стороны, средств вооруженной борьбы, с другой – средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий. В изученных по теме статьи источниках специфика ведения ГО рассматривается преимущественно в условиях военного времени. Вместе с тем, в литературе недостаточное внимание уделяется переходному (с мирное на военное время) периоду. В [3] этот период определен как период нарастания военной угрозы (ПНВУ): «…часть мирного времени, предшествующая военному времени и характеризующаяся высоким накалом противоречий в межгосударственных или внутригосударственных отношениях, активизацией непосредственного приготовления противостоящих сторон к войне или вооруженному конфликту».

Актуальность исследования периода нарастания военной угрозы относительно гражданской обороны обусловлена тем, что согласно действующего законодательства на этом промежутке времени осуществляется перевод ГО на работу в условиях военного времени. Кроме того, в этот период могут проводить активные действия диверсионно-разведывательные группы (ДРГ) и незаконные вооруженные формирования (НВФ). Подтверждением тому являются исследования, проведенные рядом ученых. Так, С. М. Ермаков, исследуя вопросы размещения различных военных контингентов на территории Европы, отмечает, что зарубежные военные эксперты предлагают перейти к модели военного присутствия на Европейском континенте, которая предусматривала бы наличие средних сил и увеличение числа обеспечивающих подразделений с большей опорой на силы специальных операций [4]. В работе [5] В. А. Владимиров указывает, что новые вооруженные силы, по мнению военных специалистов, должны использоваться не столько для ведения традиционных военных действий, сколько для того, чтобы лишить противника возможности активного сопротивления за счет поражения его наиболее важных объектов экономики и инфраструктуры. Там же он отмечает, что применение сил специальных операций предусматривает заблаговременную переброску в тыл противника сотен диверсионных групп в целях совершения диверсионных актов на наиболее важных его объектах по заранее разработанному замыслу.

Проведенный анализ [3–5] показывает, что в настоящее время наблюдается тенденция со стороны отдельных государств, а также негосударственных субъектов, включая террористические и экстремистские организации, получить экономические и ресурсные преимущества для продвижения своих интересов, за счет провоцирования внутригосударственных противоречий. Этому способствует разработка отдельными государствами (коалициями государств), а также негосударственными субъектами, включая террористические и экстремистские организации, концепций и механизмов смены действующей государственной власти с использованием военной силы.

В современных условиях спецификой межгосударственного противоборства является его информационная составляющая. В составе вооруженных сил ряда государств созданы так называемые силы информационных или психологических операций. Мероприятия информационно-психологического воздействия направлены на создание атмосферы бездуховности и безнравственности, манипулирование общественным созна­нием и политической ориентацией населения страны; дезинформацию граж­дан о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредита­цию органов власти противника и т.д. Как правило интенсификация таких мероприятий осуществляется также в период нарастания военной угрозы.

В итоге опасность ПНВУ заключается в возможности скрытого применения вооруженной силы против суверенитета нашего государства в этом промежутке времени. Последствия действий ДРГ и НВФ могут привести к жертвам среди мирного населения, нарушению условий его жизнедеятельности, а также к нарушению функционирования объектов, имеющих важное оборонное и экономическое значение, инфраструктуры и объектов жизнеобеспечения, в этих условиях потребуется проведение мероприятий по защите населения, мате­риальных и историко-культурных ценностей от возникающих опасностей, что является непосредственной задачей гражданской обороны. Это определяет необходимость исследования особенностей периода нарастания военной угрозы, анализа его сущности и содержания.

Исследуя процесс эскалации военно-политической напряженности, нельзя не отметить его начальную составляющую. В работе [6] М. Ф. Гацко, который исследует указанный процесс, дает характеристику такому понятию, как «военно-политический вызов», который, по мнению автора, проявляется в стремлении одной из сторон военно-политических отношений к противодействию другой стороне в осуществлении интересов национальной безопасности. Там же автор приводит специфические отличительные характеристики каждой конкретной фазе военно-политической напряженности, которые включают риски, вызовы и угрозы.

Таким образом, учитывая мнения С. М. Ермакова, В. А. Владимирова, М. Ф. Гацко, можно утверждать, что стремления одной из сторон военно-политических отношений к противодействию другой стороне формируют риски и вызовы. Высший уровень военной опасности, характеризующийся действиями конкретного субъекта политики в отношении другого государства, которые могут привести к возникновению военного конфликта, определяют как военную угрозу. Уровень военной угрозы находится в прямой зависимости от степени готовности государства-агрессора (коалиции государств-агрессоров), или негосударственных субъектов, включая террористические и экстремистские организации к развязыванию военных действий в отношении другого государства. Военная угроза может либо реализоваться (начало ведения боевых действий), либо перейти в предшествующее состояние (рисунок 1).


Рисунок 1. – Процесс эскалации военно-политической напряженности

В. Г. Гагарин в работе [7] для обоснованного решения проблем, связанных с оборонным строительством и обеспечением безопасности страны в целом, при анализе военно-политической и стратегической обстановки предлагает различать и определять три уровня военной опасности: 1) военная опасность, при которой отсутствуют условия для возникновения военной угрозы; 2) возникновение военной угрозы; 3) непосредственная военная угроза. Вместе с тем, С. В. Зась в работе [8] эскалацию военно-политической напряженности характеризует как процесс перехода рисков в вызовы, и вызовов в угрозы. Автор в понятие «военная опасность» включает «риски», «вызовы» и «угрозы», которые ее и образуют (рисунок 1).

Риски, вызовы и угрозы характеризуют уровень военной опасности. Каждый из перечисленных уровней имеет свои отличительные особенности и признаки. Выявление этих признаков в мирное время и идентификация военной опасности определяет принципиально новый период в подготовке как государства в целом, так и ГО в частности, к войне – ПНВУ. Сущность ПНВУ определяет пребывание противоборствующих сторон (государства (коалиции государств), или негосударственных субъектов, включая террористические и экстремистские организации) в состоянии перехода военной опасности в ее высший уровень – военную угрозу до начала ведения военных действий.

В связи с указанным выше, особое значение для военной безопасности государства приобретает перманентное выявление совокупности факторов, определяющих условий при которых возникает военная угроза, а также при которых военная угроза перерастает в непосредственную военную угрозу. Прогнозирование возникновения военной угрозы делает возможным до начала агрессии реализовать ряд мер по подготовке государства к ее отражению. При возникновении военных угроз объективная оценка их степени позволит своевременно проводить необходимые мероприятия для нейтрализации их источников.

ПНВУ охватывает часть времени от выявления ряда факторов, указывающих на наличие военной угрозы до начала военных действий. Как правило, начало ПНВУ может быть обозначено принятием нормативных правовых актов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Периодизация обострения военной опасности и этапы выполнения подготовительных мероприятий ГО в ПНВУ, как вариант, приведены на рисунке 2.


* – может не вводиться

Рисунок 2. – Периодизация обострения военно-политической обстановки и этапы выполнения подготовительных мероприятий гражданской обороны в период нарастания военной угрозы

Переводу ГО на работу в условиях военного времени, предшествует оценка ее состояния, определение недостающих ресурсов и уточнение потребности в них для выполнения задач по предназначению.

Для обеспечения военной безопасности государства в ПНВУ могут вводится особые правовые режимы: режим чрезвычайного или режим военного положения. В случае введения этих режимов, могут быть реализованы чрезвычайные меры и введены временные ограничения, применяемые в рамках условий, определенных в Законах [9, 10]. Основанием для введения чрезвычайного или военного положения является наличие обстоятельств, представляющих непосредственную угрозу безопасности жизни и здоровья людей, территориальной целостности и существованию государства, устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

Особенностью относительно гражданской обороны является то, что с введением военного положения она переводится на работу в условиях военного времени. Организацию этого перевода осуществляют Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь [11]. В этот период основные проводимые мероприятия по подготовке ГО будут включать в себя:

подготовку системы управления;

подготовку системы оповещения и связи;

подготовку сил ГО и ее материально-техническое обеспечение;

предварительные мероприятия по защите населения и территории от опасностей;

финансовое обеспечение мероприятий заблаговременной подготовки к ведению ГО.

Видится целесообразным эти мероприятия проводить поэтапно в рамках общего перевода страны на работу в условиях военного времени в течение двух этапов: заблаговременной и непосредственной подготовки государства к обороне.

Мероприятия первого этапа целесообразно провести в рамках заблаговременной подготовки государства к обороне. Это обусловлено тем, что в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь [12] подготовка к проведению мероприятий ГО возложена на ГСЧС. Мероприятия второго этапа целесообразно выполнить в рамках непосредственной подготовки государства к обороне с введением в действие планов гражданской обороны.

С учетом положений по организации и ведению ГО, изложенных в Законе Республики Беларусь [2], правомерно было бы формализовать перечень мероприятий общей готовности и первоочередных мероприятий. Кроме того, необходимо уточнить перечень подготовительных мероприятий, которые необходимо реализовать силами ГСЧС с момента наступления ПНВУ до введения военного положения. Это позволит соответствующим органам управления ГО реализовать единый обоснованный подход к подготовке мероприятий ГО, определить временные рамки их выполнения и в конечном итоге повысить качество проведения подготовки ГО.

Проведенный автором анализ практики организации ГО позволяет сделать вывод, что к основным мероприятиям на начальном этапе периода нарастания военной угрозы целесообразно отнести:

- введение повышенного или чрезвычайного (в зависимости от складывающейся обстановки) режима функционирования ГСЧС;

- проведение наблюдения за источниками чрезвычайных ситуаций, анализа и оценки их состояния, прогнозирование возможности возникновения и развития чрезвычайной ситуации;

- уточнение:

планов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций областей (районов), городов, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, и планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций;

основных показателей и планов ГО;

планов поставок материальных ресурсов, продукции (работ, услуг) для обеспечения выполнения мероприятий по ГО, осуществляемых по мобилизационному плану экономики, и поставка этих ресурсов;

номенклатуры материально-культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

состава, задач и порядка работы должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области ГО и должностных лиц, входящих в составы оперативных групп, выводимых на запасные пункты управления;

порядка взаимодействия с республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь и обмена информацией при выполнении мероприятий по ГО;

- согласование с органами военного управления маршрутов, порядка использования транспортных средств, техники и коммуникаций для проведения эвакуационных мероприятий;

- контроль готовности органов местных исполнительных и распорядительных органов власти и организаций к ведению ГО;

- проверка готовности систем связи и оповещения ГО;

- подготовка безопасных районов для временного отселения населения;

- развертывание дополнительных больничных коек в учреждениях здравоохранения;

- подготовка мероприятий по жизнеобеспечению населения, защите сельскохозяйственных животных;

- проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики;

- детализация категорий населения, обеспечивающихся средствами индивидуальной защиты;

- приведение в готовность и наращивание фонда защитных сооружений ГО (строительство быстровозводимых защитных сооружений и доукомплектование имеющихся);

- проведение учений и тренировок с должностными лицами руководящего состава и органов управления ГО;

- перевод на усиленный вариант несения службы и работы сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, дежурных и диспетчерских служб;

- приведение в состояние готовности, выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайной ситуации сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Как показывают проведенные исследования, на этапе непосредственной подготовки ГО к работе в условиях военного времени, при дальнейшем нарастании угрозы агрессии против Республики Беларусь, в интересах ГО целесообразно провести:

постановку задач по непосредственной подготовке к выполнению запланированных мероприятий ГО;

приведение в готовность сети наблюдения и лабораторного контроля;

развертывание эвакуационных комиссий и временное отселение населения из зон возможного поражения;

обеспечение определенных категорий населения средствами индивидуальной защиты;

снижение запасов опасных веществ обращающихся и (или) хранящихся на потенциально-опасных объектах до допустимого технологическим процессом уровня;

в случае введения чрезвычайного положения может быть приостановлена деятельность опасных производств и организаций (их перечень определяется указом Президента Республики Беларусь), в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

снижение уровня воды в водохранилищах (аварийный водосброс);

представление докладов о ходе непосредственной подготовки к выполнению запланированных мероприятий по ГО;

наращивание мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики.

Учитывая специфику ПНВУ, для определения объемов АСДНР, работ по жизнеобеспечению пострадавшего населения, других мероприятий ГО, а также формирования потребности ГО в мобилизационных ресурсах первостепенное значение приобретает прогнозирование возможной обстановки. Такой прогноз должен учитывать возможность применения различных видов средств поражения, в том числе возможные действия ДРГ и НВФ.  В связи с этим, перспективными направлениями исследований по организации гражданской обороны могут быть: обоснование рекомендаций органам управления гражданской обороны различных уравнений по проведению мероприятий заблаговременной и непосредственной подготовки гражданской обороны; совершенствование научно-методического аппарата поддержки принятия решений начальником гражданской бороны на проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В практической деятельности следует обратить внимание на качественную оценку возможных действий диверсионно-террористических формирований, а также определение возможных масштабов и характера последствий этих действий. При планировании ГО необходимо детализировать объемы и содержание задач подготовительных мероприятий ГО в ПНВУ, сроки их выполнения, а также уточнить мероприятия по взаимодействию и их всестороннему обеспечению.

Таким образом, в ПНВУ с введением военного положения органы управления ГО должны перейти на организационно-штатную структуру и режим работы военного времени. Как показывает проведенный анализ, при этом они должны быть оснащены необходимыми средствами оповещения, связи, другими ресурсами и находиться в состоянии готовности к управлению и ведению ГО на территории страны. Пункты управления, места их дислокации, технические средства на пунктах управления целесообразно развернуть и привести в готовность к работе; силы и средства полностью укомплектовать личным составом, необходимой техникой и материально-техническими средствами и содержать их в готовности к выполнению задач по предназначению. Личный состав формирований должен быть готов к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Конечной целью перевода ГО на работу в условиях военного времени является приведение ее в состояние, позволяющее решать задачи по предназначению. Проводимые мероприятия в период нарастания военной угрозы должны обеспечить своевременное приведение в готовность объектов, сил и средств ГО, необходимую защиту населения, объектов, имеющих важное оборонное и экономическое значение, а также объектов, необходимых для жизнеобеспечения населения в условиях ведения военных действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь от 09 нояб. 2010 г. № 575 : в ред. Указов Президента Респ. Беларусь от 30. дек. 2011 г., № 621; от 24 янв. 2014 г., № 49 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

2. О гражданской обороне: Закон Респ. Беларусь, 27 нояб. 2006 г., № 183-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2009 г. № 114-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

3. Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь,  20 июля 2016 г., № 412-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

4. Ермаков, С. М. Американские вооруженные силы в Европе: от глобального базирования к глобальному присутствию / С. М. Ермаков // Проблемы национальной стратегии. М.:РИСИ. – 2010. – № 4. – С. 99–118.

5. Владимиров, В. А. Современная война и гражданская оборона / В. А. Владимиров // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. – 2012. – №1. – С.471–481.

6. Гацко, М. Ф. Сущность понятий «угроза» и «опасность» и их соотношение в военно-политической сфере /М. Ф. Гацко // Национальная безопасность и геополитика России. – 2001. – № 4–5 (21–22). – С. 130.

7. Гагарин, В. Г. Об угрожаемом периоде / В. Г. Гагарин // Обозреватель : ежемесяч. инф.-аналит. журн. – 2005. – № 8. – С. 38–42.

8. Зась, С. В. Национальная безопасность Республики Беларусь / С. В. Зась – Минск: Бел. наука, 2011. – 557 с.

9. О чрезвычайном положении: Закон Респ. Беларусь, 24 июн. 2002 г., № 117-З : в ред. Законов Респ. Беларусь от 21.07.2008 г. № 417-З, от 06.01.2009 г. № 8-З, от 31.12.2009 г. № 114-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

10. О военном положении: Закон Респ. Беларусь, 13 янв. 2003 г., № 185-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

11. О мобилизационной подготовке и мобилизации: Закон Респ. Беларусь, 26 окт. 2000 г., № 499-З : в ред. Законов Респ. Беларусь от 16.05.2001 г. № 23-З, от 06.01.2009 г. № 8-З, от 04.01.2012 г. № 338-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.

12. О Государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 апр. 2001 г.,     № 495 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.



Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Апрель 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
19 20 21
22 23 24 25 26 28
29 30 1 2 3 4 5