Университет гражданской защиты

Елена Селицкая: Эффект «Клипового мышления»

Елена Селицкая: Эффект «Клипового мышления»

Елена Селицкая: Эффект «Клипового мышления»

Елена Селицкая: Эффект «Клипового мышления»

Сегодня в рубрике «Взгляд на проблему» представлен авторский взгляд преподавателя кафедры организации деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Гомельского филиала Университета гражданской защиты МЧС Беларуси Елены Селицкой на проблему так называемого «клипового мышления» у обучающихся. 

Современные программы и стандарты предъявляют высокие требования к профессиональной подготовке будущего специалиста. Однако педагоги все чаще жалуются, что нынешние курсанты значительно слабее тех, что были раньше, что школьная подготовка с каждым годом все хуже, что курсанты разучились учиться, читать, воспроизводить полученную информацию. 

В психолого-педагогической литературе все чаще появляется понятие «клиповое мышление» (от англ. «clip» - вырезка, нарезка). Т.В. Семеновских определяет «клиповое мышление» как процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между отрезками информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира [1]. 

Некоторые ученые считают «клиповое мышление» присущим человеку с древних времен как процесс развития одних когнитивных навыков за счет других, другие считают, что оно вырабатывается в зависимости от способа получения и анализа поступающей информации [1, 2]. По поводу возникновения клипового мышления у специалистов нет единого мнения. Одни считают его присущим человеку с древних времен, другие думают, что оно вырабатывается в зависимости от способа получения и анализа поступающей информации [1, 2]. При этом все согласны, что «клиповое» мышление являются неизбежным, объективным следствием информатизации, глобализации, массовой культуры, снижения воспитательной функции школы [2, 4]. В наше время «клиповое мышление» служит защитой, позволяющей выделить необходимое и важное из информационной лавины. 

При этом психологи и педагоги единодушно отмечают, что у современной молодежи неуклонно сокращается число людей с преобладающим понятийным (словесно-логическим) интеллектом, происходит  деформация механизмов восприятия, памяти, внимания и речемыслительных функций, утрата навыков чтения, самостоятельной и творческой работы с различными источниками письменной информации (недостаточное владение различными видами чтения, реферирования и аннотирования, выражении собственного отношения к прочитанному в устной и письменной речи, проч.) [3, 5]. 

Итак, негативными сторонами клипового мышления считаются снижение коэффициента усвоения знаний и ослабление чувства ответственности, потеря способности к анализу и выстраиванию длинных логических цепочек при потреблении информации [3]. 

В то же время для специалистов экстренных служб наличие клипового мышления играет скорее положительную роль. Клиповое мышление позволяет мгновенно ориентироваться в критических ситуациях и на интуитивном уровне принимать решения. У людей с понятийным мышлением, в критических ситуациях может наступать ступор, так как они не в состоянии быстро переварить огромный объем внезапно обрушившейся ни них информации. В экстремальных ситуациях, требующих высокой скорости обработки большого массива разрозненной информации и оперативного принятия решений, клиповое мышление обеспечивает эффективное поведение с точки зрения адаптации и выживания [2]. 

Не отрицая положительного эффекта клипового мышления, следует отметить, что для обеспечения личностного прогресса молодой специалист должен уметь систематизировать информацию, анализировать её, использовать для принятия логичных решений с опорой на имеющиеся знания как самостоятельно, так и в команде. Интеграция клипового мышления с современным образованием может осуществляться на практике созданием мультимедийных учебных программ и интерактивных учебников, направленных на развитие понятийного мышления, систематизацию информации, установление причинно-следственных связей внутри изучаемого материала. 

Таким образом, особенности клипового мышления определяют направления развивающего обучения: 
- развитие понятийного мышления (системная работа с информацией, установление причинно-следственных связей внутри объектов, явлений и между ними); 
- развитие памяти (перевод информации в долговременную память). 

Профессионально направленное обучение носит интегрированный характер, т.е. для выполнения учебно-практических заданий обучающимся необходимо использовать различные источники информации и свой личный опыт, проявлять навыки обобщения полученных сведений, публичного выступления. 

Интеграция клипового типа мышления с понятийным (словесно-логическим) должна сочетать применение в процессе обучения широких возможностей современных мультимедийных технологий с различными приемами организации образовательной деятельности, из которых наиболее значимыми мы считаем следующие: 
- быстрые ответы на серию вопросов, имеющих разную конструкцию; 
- описание изображений, механизмов, способов деятельности; 
- модульное изучение материала; 
- выделение (подчёркивание, закрашивание и т. п.) логических частей (понятий, примеров) в тексте; 
- сокращение текста, выделение главного, создание зрительной опоры (опорного конспекта) на основании различных источников информации и обязательно устного рассказа с её использованием; 
- формирование личного эмоционального отношения к изучаемому содержанию, опора на жизненный опыт; 
- частая смена источников информации (чтение, прослушивание аудиозаписи, просмотр видео и др.); 
- организация повторения как опоры для освоения нового; 
- совместные действия (выполнение заданий в парах и группах). 

Таким образом, использование разнообразных приёмов организации образовательной деятельности обучающихся, направленных на развитие указанных в стандарте специальности академических, социально-личностных и профессиональных компетенций, в том числе общеучебных умений, универсальных способов образовательной деятельности, призвано обеспечить эффективность образовательного процесса вне зависимости от стиля мышления обучающихся. 

ЛИТЕРАТУРА: 

1. Семеновских, Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде / Т.В. Семеновских // Интернет-журнал «Науковедение», 2014. №5 (24) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf  – Дата доступа: 08.11.2018. 
2. Ривкин, Е.Ю. Клиповое мышление как стимул обновления педагогической практики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mark.ugtu.net/Files/Основа/Психолог%20в% 20школе/Январь/Клиповое%20мышление%20детей.pdf. –  Дата доступа: 08.04.2015. 
3. Подстрахова, А.В. Языковая подготовка в ведомственном вузе: проблемы и возможности внедрения интерактивных форм обучения  / А. В. Подстрахова // Новое слово в науке: перспективы развития : материалы междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 10 сент. 2014 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 72–74. 
4.Яковлева, А.М. Клиповое чтение: текст как изображение-симулякр. [Электронный ресурс].–Режим доступа: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/KVM_archive/articles/2014/02/2014-02_r_kvm-s7.pdf. –  Дата доступа: 09.11.2018. 
5. Carr, Nicholas. "Is Google Making Us Stupid? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/2008/07/is-google-making-us-stupid/306868/. –  Дата доступа: 18.11.2018.

Факультеты и филиалы


300b94aea937aaf142edecdad2bc5e8c  

Календарь мероприятий

Апрель 2024

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5